АсФУ / Детская филателия / Проект развития детской филателии

Выставки

  • 19февраля
    Укрфилекс - 2022Киев, Украина
    25 - 29 мая
  • 06февраля
    Закарпатолимпфил - 2022Ужгород, Украина
    6 февраля
  • 24сентября
    Multilaterale 2021Санкт-Пёльтен, Австрия.
    24 - 26 сентября

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ ОДЕССКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ОВИДИОПОЛЬСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ АГРАРНОЕ УЧИЛИЩЕ»  

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 

ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

«ЮНЫЕ ФИЛАТЕЛИСТЫ»

 

1 год обучения

 

пгт. Овидиополь - 2014

 

Авторы:

Нестеренко Татьяна Михайловна, преподаватель государственного учебного заведения «Овидиопольское профессионально-техническое аграрное училище»

(пгт. Овидиополь Одесской области)

Рецензенты:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Филателия - это коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты, к которым относятся марки, этикетки, ярлыки, разнообразные провизории, почтовые штемпели (календарные и специальные гашения), штампы, а также конверты, почтовые карточки и открытки с этими знаками - напечатанными (так называемые цельные вещи) или наклеенными (так называемые целые вещи), другие виды почтовой документации.

Учебная программа «Юные филателисты» реализуется в кружке гуманитарного направления внешкольного образования и составлена с учетом тесной связи с учебным предметам, которые изучаются учениками 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений: история, география, краеведение, музыкальное искусство, художественная культура, подавляющее большинство предметов.

Учебная программа предусматривает моделирование образовательного пространства в учебных группах основного (1 год) уровня.

Цель программы: формирование базовых компетентостей личности средствами получения жизненного опыта, принятие решений и планирование действий, решение типовых задач, самоорганизация и самовоспитание, расширение знаний за счет собственных исследований и «открытий», возможности приобщиться к процессу оценки, становится основой формирования критического мышления и системного самоанализа обучения и деятельности, привлечение к творческому процессу.

Исходя из уровня знаний, необходимых для совершенного усвоения навыков работы с необходимыми инструментами и материалами, в кружке занимаются дети от 12 до 17 лет.

Количественный состав учебной группы - 12-15 воспитанников.

Количество часов: основного уровня - 144 ч (4 часа в неделю).

Программа основного уровня предусматривает ознакомление детей с 12 до 17 лет, овладение начальными знаниями по истории филателии, правилами формирования коллекций, с филателистической терминологией, правилами хранения марок, способами изготовления почтовых марок, другими объектами филателистического коллекционирования, правилами подготовки коллекции к выставкам.

Объем сведений по указанной тематике охватывает знания филателии и опирается на методическую литературу. Теоретический материал связывается с темами практических работ.

Основные задачи работы заключаются в формировании таких качеств:

  • Познавательной, направленной на овладение воспитанниками (учениками, слушателями) знаниями по истории возникновения и развития филателии и коллекционирования, истории печатания почтовых марок, истории почты;
  • Практической, направленной на практическое введение воспитанников в филателии и коллекционирования через привлечение к конкретному виду деятельности; начальную допрофессиональную подготовку, формирование практических умений и навыков классификации марок, конвертов, открыток; выделение почтовых марок, конвертов, открыток в группы, виды, классы;
  • Творческой, направленной на формирование устойчивого интереса к филателии, потребности в творческой самореализации и в духовном самосовершенствовании; развитие творческих способностей и умений, системного и логического мышления, способности проявлять творческую инициативу, а также на получение, повышение и обогащение у воспитанников опыта собственной творческой деятельности на навыки общения, способности человека генерировать идеи, выдвигать гипотезы, способности фантазировать, развивать ассоциативное мышление, способности видеть противоречия, переносить знания и умения в новые ситуации, формировать независимость суждений, критического мышления;
  • Коммуникативной, направленной на достижение высокого уровня образованности и воспитанности, ответственности и честности; формирование ценностного отношения к себе и другим; воспитание трудолюбия, умение самостоятельного поиска решения проблем, способности применять в конкретном общении знания языка, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;
  • Социальной, направленной на развитие у воспитанников эстетической трудовой культуры, нравственных и духовных качеств личности, гражданской позиции, способности к самореализации; формирования доброжелательности, толерантности, профессионального самоопределения, уважения к труду и людям труда, гражданского поведения, патриотизма, языковой культуры.

 

Методами обработки учебного материала являются:

  • Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация наглядного обучения, комментарий, организация восприятия, стимулирование оценочной деятельности воспитанников, наблюдения);
  • Репродуктивные (выполнение действий по образцу, метод аналогии, метод сравнения (при этом происходит соединение репродуктивности и творческой деятельности учащихся));
  • Частично - поисковые (исследование сюжетов марок, конвертов, открыток, поиск информации о героях и событиях, которым они посвящены, подготовка сообщений);
  • Исследовательский (поиск информации для сообщения, образцов для работы, собственные наблюдения);
  • Практические (решение учениками проблемных ситуаций, создание макетов марок, конвертов, открыток);
  • Инновационные (сравнительный анализ, моделирование конечного ожидаемого результата, метод проблемных и экспериментальных ситуаций, коллективная творческая деятельность);
  • Педагогические технологии (сотрудничество, создание ситуации успеха, коллективного творческого воспитания).

 

В зависимости от уровня обучения программа предусматривает вариативность методов и форм обучения. 

В основу программы положены принципы: от простого к сложному, от элементарного к сложному, научности, доступности; единство воспитания и обучения.

Формами контроля за результативностью обучения является итоговые занятия, организация выставок, презентация коллекций, изготовление макетов марок, конвертов, открыток.

         Темы и распределение часов учебно - тематического плана указано ориентировочно. При необходимости в установленном порядке руководитель кружка может внести изменения в количестве часов в пределах каждого содержательного раздела. Учитывая интересы воспитанников, их количество в группе, состояние материально - технического обеспечения, руководитель кружка может изменять количество теоретических и практических занятий (в зависимости от того, как быстро и качественно воспитанники приобретают практические навыки), а также самостоятельно выбирать один или несколько направлений работы кружка, учитывая объем времени, предусмотренный типовыми учебными планам.

 

Основной уровень, первый год обучения

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Раздел, тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

 

Введение

2

-

2

 

Раздел 1. Общие знания

13

27

40

 

1.1. История почтовой марки

2

2

4

 

1.2. Марка как объект коллекционирования

4

10

14

 

1.3. Классификация почтовых марок, коллекций

2

4

6

 

1.4. Филателистическая литература

2

6

8

 

1.5. Домашняя лаборатория юного филателиста

2

4

6

 

1.6. Что надо знать начинающему  коллекционеру

1

1

2

 

Раздел 2. Наиболее популярные темы для коллекционирования

12

22

34

 

2.1. История

4

6

10

 

2.2. Человек и космос

2

4

6

 

2.3. Спорт. Олимпийские игры

2

4

6

 

2.4. Культура

2

4

6

 

2.5. Флора и фауна

2

4

6

 

Раздел 3. Другие объекты филателистического коллекционирования

12

24

36

 

3.1. Конверты «Первый день»

1

3

4

 

3.2. Штемпели, штампы, печати, наклейки

1

3

4

 

3.3. Почтовые конверты

1

3

4

 

3.4. Маркированные карточки

1

3

4

 

3.5. Спецгашения

1

3

4

 

3.6. Картмаксимумы

1

1

2

 

3.7. Аерофилателия

1

1

2

 

3.8. Корабельная почта. Железнодорожная почта

1

1

2

 

3.9. Специальные области филателии

1

1

2

 

3.10. Международный купон для ответа

1

1

2

 

3.11. Собственная марка и ее роль в обществе

1

3

4

 

3.12. Филателистические сувениры

1

1

2

 

Раздел 4. Филателистические выставки

7

25

30

 

4.1. Филателистические выставки. Юношеская филателия

2

6

8

 

4.2. Подготовка коллекции к выставке

1

3

4

 

4.3. Критерии оценки экспонатов

2

2

4

 

4.4. Редкие марки мира

2

2

4

 

4.5. Практические занятия. Демонстрация коллекций

-

10

10

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

ИТОГО

 

 

144

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

            Введение (2 часа)

         Ознакомление с планом работы кружка на учебный год. Правила поведения в коллективе. Внешний вид воспитанников. Соблюдение правил техники безопасности. Организационные вопросы.

         История и перспективы развития почтового дела в Украине. Современная почта.

         Раздел 1. Общие знания (40 часов)

         1.1. История почтовой марки (4 часа)

Теоретическая часть. Англия - родина почтовой марки. Роуленд Хилл - учитель, изобретатель, реформатор.

Первая почтовая марка.

История почты независимого украинского государства.

История возникновения коллекционирования почтовых марок.

Практическая часть. Изучение архивных и исторических справок.

         1.2. Марка как объект коллекционирования (14 часов)

Теоретическая часть. Рисунок марки. Форма и форматы. Бумага. Водяные знаки. Клей. Способы печати. Высокая, глубокая, плоская печать. Цвет марки. От рисунка - к марке. Расположение марок в письме. Блоки и малые листы.

Виды распределения марок в письме. Линейная, гребенчатая, рамочная зубцовка (перфорация). Размер перфорации. Фигурная перфорация.

Надруковка.

Ошибки и их разновидности.

Фальсификация почтовых марок. Меры по предотвращению фальсификации марок. Экспертиза.

Практическая часть. Характеристика марки. Определение способа печати. Определение вида перфорации. Исследования на предмет разновидностей.

         1.3. Классификация марок, коллекций (6 часов)

Теоретическая часть. Стандартные марки. Коммеморативные марки. Фискальные марки.

Классификация коллекций марок: хронологические, тематические, специальных отраслей филателии, почтовых штемпелей, штемпелей франкировальных машин.

Практическая часть. Формирование умения создавать хронологические, тематические коллекции. Выполнение упражнений по классификации марок.

         1.4. Филателистическая литература. Филателистическая терминология (8 часов)

Теоретическая часть. Каталоги почтовых марок. Справочники. Журналы. Газеты. «Почтовый вестник». Исследования (монографии).

Беззубцовкы. Блок. Квартблок. Выставочные листы. Водяные знаки. Эмиссия. Гашение. Дефекты марок. Картмаксимум. Клеммташ. Кляссер. Конверт первого дня. Купон. Манколист. Стандартный выпуск. Сцепка. Тарифы почтовые. Текст марки. Тет-беш, куше. Франкирование. Штемпели: календарные, специальные, служебные, страховые.

Практическая часть. Изучение основных понятий филателии. Работа с периодическими изданиями. Работа с каталогами.

         1.5. Домашняя лаборатория юного филателиста (6 часов)

Теоретическая часть. Каталоги почтовых марок. Пинцет. Лупа. Зубцемер. Альбомы (кляссеры). Ванночки и промокательная бумага. Хранение коллекций.

Практическая часть. Работа с каталогами почтовых марок. Тренировочные упражнения по отделению марок от конвертов.

         1.6. Что надо знать начинающему коллекционеру (2 часа)

Теоретическая часть. Получение и сохранение достоверной информации. Восстановление утраченной информации. Марка и ее место в коллекции.

Бумага. Клей. Штемпель. Чистые и гашеные марки. Зубцы марки.

Сохранение марок.

Практическая часть. Работа с марками: определение вида бумаги, способа печати, наличия клея, целостности клеевой основы, состояния зубцов, общего состояния марки или другого объекта коллекционирования.

         Раздел 2. Наиболее популярные темы для коллекционирования (34 часа)

         2.1. История (10 часов)

Теоретическая часть. История Украины. Шевченкиана. Знаменательные события мировой истории. Военная тематика. Выдающиеся полководцы. История развития техники. Марки стран, которые прекратили свое существование.

Практическая часть. Работа с каталогами, поиск необходимых марок. Поиск исторических данных. Изучение исторических достопримечательностей.

         2.2. Человек и космос (6 часов)

Теоретическая часть. Космические аппараты и космические корабли на марках. Марки, посвященные космонавтам. Украина и освоения космоса.

Практическая часть. Поиск информации об освоении космоса. Выполнение упражнений по классификации марок данной тематики.

         2.3. Спорт. Олимпийские игры (6 часов)

Теоретическая часть. Виды спорта на марках. История Олимпийских игр. Выдающиеся спортсмены.

Практическая часть. Подготовка сообщений по истории Олимпийских игр. Изготовление макета марки спортивной тематики. Классификация «спортивных» марок.

         2.4. Культура (6 часов)

Теоретическая часть. Марки, посвященные литературным произведениям. Портреты писателей и поэтов на марках. Живопись на марках. Марки, посвященные выдающимся ученым.

Практическая часть. Выполнение упражнений по классификации марок данной тематики. Проведение исследования: культура родного края на марках.

         2.5. Флора и фауна (6 час.)

Теоретическая часть. Флора. Фауна. Проблема охраны и сохранения окружающей среды.

Практическая часть. Выполнение упражнений по классификации марок данной тематики. Проведение исследования на темы: «Флора родного края на марках» и «Фауна родного края на марках».

         Раздел 3. Объекты филателистического коллекционирования (36 часов)

         3.1. Конверт первого дня (4 часа)

Теоретическая часть. Понятие конверта первого дня. История происхождения. Классификация. Виды. Штемпеля. Требования к КПД.

Практическая часть. Классификация конвертов и штемпелей. Изготовление макета конверта первого дня.

         3.2. Штемпели, штампы, печати, специальные наклейки (4 часа)

Теоретическая часть. Штемпель: календарный, специальный, рекламный, аннулирования. Почтовые печати. Наклейки регистрационные.

Практическая часть. Классификация штемпелей. Разработка проекта рекламного штемпеля.

         3.3. Почтовые конверты (4 часа)

Теоретическая часть. Конверты маркированные: с напечатанной стандартной и оригинальной маркой.

Немаркированные конверты. Элементы систематизации конвертов.

Практическая работа. Классификация конвертов. Изготовление макета конверта, посвященного родному городу, селу.

         3.4. Маркированные карточки (4 часа)

Теоретическая часть. Типы маркированных карточек. Стандартные почтовые карточки. Причины выпуска стандартных почтовых карточек. Внешний вид. Художественное маркирование. Каталоги маркированных почтовых карточек.

Практическая работа. Определение типов маркированных почтовых карточек. Характеристика маркированных почтовых карточек.

         3.5. Специальное гашение (4 часа)

Теоретическая часть. Описание. История. Примеры спецгашений.

Практическая часть. Характеристика спецгашений, их систематизация.

         3.6. Картмаксимум (4 часа)

Теоретическая часть. Элементы картмаксимума. Размеры. Требования к оформлению.

Практическая часть. Характеристика картмаксимумов. Изготовление картмаксимумов.

         3.7. Аерофилателия (2 часа)

Теоретическая часть. Авиапочта. Катапультная авиапочта. Вертолетная почта. Ракетная почта. Голубиная почта. Баллонная почта. Аэростатная почта. Планерная почта.

Практическая часть. Поиск исторической информации о возникновении и применении аерофилателии.

         3.8. Корабельная почта. Железнодорожная почта (2 часа)

Теоретическая часть. Корабельная (судовая, морская, пароходная, водная) почта. История регулярной корабельной почты.

Почтовый вагон, его типы. Железнодорожная филателия. Штемпель железнодорожной почты.

Практическая часть. Поиск информации о корабельной и железнодорожной почте. Поиск коллекционного материала.

         3.9. Специальные области филателии (2 часа)

Теоретическая часть. Полярная почта. Подводная почта. Пневматическая почта. Почтовые штемпели (домарочного периода, специальные, номерные). Штемпели франкировочных машин. Марки с фирменными проколами. Письма домарочного периода. Письма служебной почты. Письма полевой почты.

Практическая часть. Поиск информации о специальных областях филателии. Запись воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны о полевой почте.

         3.10. Международный купон для ответа (2 часа)

Теоретическая часть. Понятие международного купона для ответа. Назначение и применение. История. Изменение дизайна. Современность. Порядок использования купона. Филателистические аспекты.

Практическая часть. Изготовление макета международного купона для ответа.

         3.11. Собственная марка (2 часа)

Теоретическая часть. Собственная марка как коммерческий продукт и имиджевый подарок. Персонифицированная собственная почтовая марка. Дизайн собственной марки. Немаркированные конверты к собственной марке.

Практическая часть. Создание эскиза персонифицированной собственной почтовой марки.

         3.12. Филателистические сувениры (2 часа)

Теоретическая часть. Почтовые сувениры, выпущенные почтовыми администрациями.

Сувениры, выпущенные не почтовими организациями с использованием почтовых марок и почтовых штемпелей.

Сувениры, выпущенные филателистическими организациями с разрешения почтовой власти с использованием почтовых марок.

Практическая часть. Поиск информации о филателистических сувенирах. Создание проекта филателистического сувенира на тему истории родного края.

         Раздел 4. Филателистические выставки (32 часа)

         4.1. Филателистические выставки (8 часов)

Теоретическая часть. Выставки как средство продемонстрировать свои знания и уровень коллекционирования. Юношеская филателия.

Практическая часть. Составление плана коллекции. Подбор и размещение материалов таким образом, чтобы подтверждалась и иллюстрировалась исследовательская концепция автора.

         4.2. Подготовка коллекции к выставке (4 часа)

Теоретическая часть. Выставочные листы. Подписи к маркам и конвертам. Аннотация к тематическим коллекциям.

Практическая часть. Приготовление оборудования к выставкам. Составление подписей к маркам и конвертам. Оформление титульного листа. Размещение филателистического материала на выставочных листах. Составление аннотации к тематическим коллекциям. Нумерация выставочных листов. Выполнение упражнений по оформлению экспонатов.

         4.3. Критерии оценки экспонатов (4 часа)

Теоретическая часть. Оформление и подписи. Состояние экспонатов и четкость гашений. Редкость экспонатов. Полнота коллекции. Филателистические знания экспонента. Собственные исследования экспонента.

Практическая часть. Выполнение упражнения: оценка собственной коллекции и коллекций товарищей.

         4.4. Редкие марки мира (4 часа)

Теоретическая часть. «Британская Гвиана». «Голубой Маврикий». «Оранжевый Маврикий». Другие редкие марки.

Практическая часть. Поиск информации о редких марках.

         4.5. Демонстрация коллекций (12 часов)

         Практическая часть.

         Итоговое занятие (2 часа)

         Подведение итогов работы.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

         Воспитанники должны знать и понимать:

  • Основные правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
  • Историю почтовой марки;
  • Классификацию почтовых марок;
  • Понятие о коллекции почтовых марок;
  • Правила создания коллекции почтовых марок;
  • Понятие о других объектах филателистических коллекций;
  • Понятие о филателистических выставках;
  • Процесс создания марок;
  • Индекс почтового отделения;
  • Структуру справочников, каталогов, условные обозначения.

 

         Воспитанники должны приобрести опыт:

  • Правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  • Правильно распределять свое время;
  • Пользоваться справочной литературой;
  • Самостоятельно классифицировать марки;
  • Самостоятельно характеризовать марку как объект коллекционирования;
  • Правильно хранить коллекционный материал;
  • Правильно указывать адрес на конвертах и открытках;
  • Осуществлять творческий анализ объектов коллекционирования;
  • Владеть основами научно-исследовательской работы, создавать коллекции.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ

№ з/п

Наименование оборудования

Количество

1

Альбомы (кляссеры)

 

2

Пинцет

1

3

Лупа

1

4

Зубцемер

1

5

Линейка

1

6

Ванночка, промокательная бумага

1

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой филателистический словарь М. «Радио и связь», 1988.
  2. В. Мухін, В. Мороз, П.Дюков, В. Іванов, В. Юрій. Від гінця до Інтернету К.2002.
  3. Владинец Н.И. Филателия. М., «Связь», 1975.
  4. Кисин Б.М. Страна Филателия. М., «Связь», 1980.
  5. Кодекс професійної етики в галузі філателії для країн – членів ВПС. Філателія України, 2002, № 6, с. 8-9.
  6. Левитас И.Я. С марками в страну знаний. К., Реклама, 1987.
  7. Левитас И.Я., Басюк В.М. Все про марки. К., Реклама, 1975.
  8. Ліві Томас. Завдання філателістичної індустрії – прогресуючий рух уперед. Філателія України, 2004, № 5, с. 8-12.
  9. Ратникова Г.П. Нове у поштовій технології. Філателія України, 2004, № 5, с. 13-15.
  10. Сердечна Л. Філателія: захоплення для колекціонерів, бізнес для пошти. Філателія України, 2002, № 6, с. 10-13.
  11. Стрижевский Л.Ф., Чехов И.В. Визитная карточка страны. М., «Детская литература», 1990.
  12. Швидка Л. 20 років сучасним поштовим маркам України. Каталог. ХІІІ національна філателістична виставка УКРФІЛЕКСП-2012. Одеса, 2012.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на учебную программу по внешкольному образованию

гуманитарного направления «Юные филателисты»

         Представленная учебная программа по внешкольному образованию гуманитарного направления «Юные филателисты» направлена на формирование компетентностей личности в процессе изучения истории филателии, филателистического материала, архивных и исторических справок, создание собственных коллекций, изготовление макетов марок и конвертов, исследования филателистического материала и его классификации.

         Программа составлена с учетом требований основных государственных нормативных документов и содержит необходимое количество знаний, умений и навыков, которые развивают у воспитанников системное мышление, творческую активность, умение видеть связь филателии со значительным большинством предметов школьного курса, а также развивают художественный вкус.

         Ценность предоставленной программы заключается в том, что аналогичной государственной программы по внешкольному образованию на данном этапе не существует.

         Обучение по данной программе будет способствовать формированию интереса к познанию мира, ведь на марках отражены различные стороны бытия, история, искусство, народоведение, быт и т.д. .. В программе значительное внимание уделяется поиску знаний об истории нашего народа, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения . Общение с ровесниками будет развивать коммуникабельность детей, предоставлять возможность самоутверждения в различных сферах жизнедеятельности, способствовать максимальному развитию их способностей и возможностей.

         Программа по внешкольному образованию гуманитарного направления «Юные филателисты» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год (основной уровень). Освоение программы происходит в течение 144 часов в год. Занятия проводятся дважды в неделю (4 часа в неделю).

         В процессе организации учебно-воспитательной работы применяются как традиционные технологии обучения и воспитания, так и элементы инновационных технологий (проекты, создание ситуации успеха, коллективное творчество).

         С учетом вышеуказанного, считаю, данная учебная программа может быть принята и рекомендована к использованию в учебно-воспитательном процессе учебного и внешкольного учреждения.

Рецензент: